О В Воронкевич Добро Пожаловать В Экологию Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»Парциальная программа дополнительного образования«Первые шаги в Мир природы»»по формированию у детей среднего дошкольного возрастаоснов экологического сознания Составитель:воспитатель Здорова Г.А.с.п. Нижнесортымский 2016г.1. АннотацияПрограмма «Первые шаги в Мир природы» является парциальной информационно – просветительской программой дополнительного образования. Данная программа разработана и реализуется на базе МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Северное сияние». Она рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. За основу программы взята педагогическая технология «Добро пожаловать в экологию!» О.А.Воронкевич, отражающая основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. В основе технологии лежит практико-ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Здоровье». Кроме того, при составлении конспектов занятий, были использованы интернет ресурсы: http://nsportal.ru; http://www.maam.ru; http://dohcolonoc.ru.Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка экологической грамотности, бережного отношения к природе. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.В основу программы положен интегративный принцип, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).Отличительной чертой программы является включение в практическую часть регионального компонента, что позволяет сформировать у детей первоначальные знания и представления о флоре и фауне края, в котором они живут.Практическая значимость.Реализация данной программы повысит знания детей, а также их родителей и законных представителей, о богатствах ХМАО, что в свою очередь приведёт к ценностному отношению к природным ресурсам края и толерантности к коренным жителям. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию детей на следующей возрастной ступени развития.В приложениях к программе предлагается:конспекты занятий;картотека наблюдений и опытов;картотека игр по экологическому воспитанию;картотека игровых обучающих ситуаций экологического содержания;подборка наглядного материала, фото, видеороликов и презентаций (включая авторские) в соответствии с тематическим планированием.2. Пояснительная записка2.1. Актуальность Нас в любое время года учит Мудрая природа:Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕИ при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.У природы круглый год обучаться нужно.Нас деревья всех пород,Весь большой лесной народ —учат крепкой ДРУЖБЕ!В. Орлов. «Живой букварь».Современная экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности предшествующих периодов. Возникла острая необходимость целенаправленного решения вопросов экологической безопасности. Это требует принятия соответствующих мер на государственном уровне. Поэтому своевременным шагом явилось утверждение Президентом РФ 30 апреля 2012 года «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В документе среди основных задач выделяются развитие экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры. Существуют различные меры решения экологических проблем: правовые, технические, экономические и педагогические. Следовательно, формирование экологической культуры – это важнейший для человека выход из сложившейся ситуации, который осуществляет педагог – воспитатель. Кроме того, экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.2.2. Цель программы Формировать у детей основы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.2.3. ЗадачиСоздать оптимальные условия для экологического воспитания детей.Выявить уровень сформированности представлений о природе у детей на входе в программу.Формировать экологические знания и представления.Формировать первоначальные представления о природе родного края, через знакомство с типичными представителями флоры и фауны ХМАО.Сохранять и укреплять здоровье детей через организацию экскурсий, прогулок в природную зону и использование элементов здоровьесберагающих технологий (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения).Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);Провести просветительскую работу с родителями по формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.Выявить уровень представлений о природе у детей на выходе из программы.2.4. Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий по программе:Принцип гуманизации, предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помогать ему. Работа строится на основе комфортности — ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми. Принцип оздоровительной направленности - создание рационального режима для каждого ребенка по правилу «Не навреди здоровью». Принцип разностороннего развития личности направлен на решение не только социальных задач, но и задач умственного, эстетического, трудового воспитания. Принцип последовательности и систематичности. Каждый вид деятельности должен иметь определенную цель, а форма деятельности — отвечать этой цели. Действия в играх должны соответствовать умениям детей управлять собой и усваиваться в самостоятельной жизни.Принцип взаимодействия с жизнью предполагает, что различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в разных видах деятельности детей. Принцип индивидуально-дифференцированного и комплексного подходов - позволит определить сложность предлагаемых заданий для каждого ребенка, способствует решению программных задач во всех видах коррекционно-педагогической деятельности.3. Реализация программы3.1. Форма реализации Работа по программе предполагает решение задач в специально организованной деятельности с детьми (ОД) и в совместной деятельности воспитателя с детьми, их родителями и законными представителями.Продолжительность работы по данной программе составляет 32 часа. Режим занятий – 1 раз в неделю, форма проведения групповая, подгрупповая.Учитывая возраст детей (4-5) и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом воспитании детей и предусматривает создание оптимальных условия для экологического воспитания детей: - психологические и социально-педагогические условия организации работы учитывают социальный опыт ребенка, его возможности, способности, интересы;- развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой. Что включает в себя:подбор необходимой литературы по природе: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», В.В.Смирнова «Тропинка в природу», В.В. Волчков «Конспекты занятий в средней группе» и т. д.систематизация дидактических пособий, картин, игр по экологическому воспитанию;разработка дидактических игр; подбор цифровых средств обучения и т.д.Все материалы периодически обновляются. 3.2. Методы реализацииНаглядные методы:организация экскурсий, целевых прогулок;проведение наблюдений за объектами;показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;демонстрация моделей;демонстрация презентаций, видеороликов;проведение дидактических игр;Словесные методы:чтение литературных произведений;проведение бесед с элементами диалога;информационное просвещение.Игровые методы:подготовка, организация и проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);загадывание загадок;проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.Практические методыорганизация опытно-исследовательской деятельности;проведение продуктивной деятельности;оформление гербариев, коллекций;постановка сказок, отрывков литературных произведений;изготовление с детьми наглядных пособий. 3.3. Взаимодействие с родителями На начальном этапе реализации программы, на родительском собрании предусмотрено ознакомление родителей с целями, задачами программы, о проектах которые будут реализоваться с детьми.Акцент делается на то, что занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения и укрепления соматического здоровья.Главная задача родителей - поддержать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию работы по экологии.Формы работы с родителями:Консультирование, беседы – ознакомление родителей с подготовленными консультациями по определенной тематике; индивидуальное консультирование, беседы по запросу.Родительские собрания - информирование родителей о результатах работы с ребенком как на занятиях в центре, так и дома (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.Открытые занятия – демонстрация того, чему научились дети.Совместные развлечения, проекты - укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями.Домашнее задание по формированию представлений о природе, необходимо для успешного освоения ребенком навыков, полученных в процессе коррекционно-развивающей работы. Семейный клуб – обмен опытом по формированию представлений о природе у детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.Информационные буклеты, памятки, папки-передвижки – информационно-практический материал, который может быть разработан как по окончании какого-либо занятия для применения в домашних условиях, так и по запросу родителей.3.4. РесурсыДля успешной реализации программы в учреждении созданы следующие необходимые педагогические условия:коррекционно-развивающая среда: для игр и занятий; разнообразное оборудование; иллюстративный материал, оборудованный участок, игрушки, материал по природе;методический материал: перспективный и календарные планы, методическая литература, дидактический материал;тесное взаимодействие со специалистами и родителями. 3.5. Предполагаемые результаты и критерии оценки эффективности программы:При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика:Создадутся оптимальные условия для экологического воспитания детей.Воспитанники овладеют обобщёнными знаниями о природном мире.Дети приобретут первоначальные представления и знания о природе родного края.Укрепится здоровье воспитанников за счет организацию экскурсий, прогулок в природную зону и использование элементов здоровьесберегающих технологий в специально организованной совместной деятельности воспитателя с детьми.Усваивается значимость сохранения природного мира и происходит осознание необходимости бережного отношения к нему.Дети овладеют элементарными практическими навыками ухода за растениями и животными.Родители будут вовлечены в работу по формированию экологических представлений у детей.Эффективность программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов. Используемые методики сбора информации:Специально организованное наблюдение.Диагностирование, анкетирование. Диагностика экологических знаний детей средней группы1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)2. Какие животные домашние, какие дикие, назови3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?6. Назови и покажи домашних птиц7. Расскажи, как выросла птичка?8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4 )16. Определи, какие растения надо полить?17. Что нужно, чтобы растение росло?18. Что произойдёт, если растение не поливать?19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)Критерии оценки ответов:1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводыПодсчёт результатов:15 – 22 баллов – низкий уровень; 23 – 35 – средний уровень; 36 – 45 – высокий уровеньДиагностика экологических знаний детей средней группы № п/п№ вопроса12345678910111213141516171819ИтогФИ ребёнканкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнкнк1234567891011121314151617181920212223242526272829303132Содержание программы1. Перспективный план работы по НОД экологического воспитания детей в средней группеСентябрьЗадачи месяца.Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; в живой природе: листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг (журавли), потому что исчезают насекомые.Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.Тема занятияЗадачи занятияИсточник« Во саду ли, в огороде»Закрепить представления детей об уже знакомых фруктах и овощах, (яблоко, груша, картофель, капуста, морковь, огурец, помидор);Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, красная свекла);Закрепить знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде;Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, сообразительность детей, умение собирать целое из частей;Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай;Учить принимать личное участие в элементарных трудовых процессах, вызвать желание помогать взрослым, развивать умение работать в команде.Конспекты занятийСоставление описательных рассказов об овощах и фруктахРазвивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания.Воспитывать умение слушать друг друга.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Беседа о насекомыхЗакреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.Воспитывать любознательностьВоронкевич«Добро пожаловать в экологию»Наши пернатые друзьяФормировать умение детей различать птиц по существенным признакам.Дать обобщенные представления о зимующих и перелетных птицах.Обогащать и активизировать речь детей.Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.Конспекты занятийОктябрьЗадачи месяцаПродолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы: заморозки по ночам, появление инея). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья — закрепить понятие «листопад», — холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Лесные лекари. Ягоды СевераРазвивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. Формировать первоначальные знания о ягодах родного края и ценностное отношение к природе Севера.Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Развивать речь и пополнить словарный запас.Конспекты занятийСравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)Познакомить с понятием «комнатные растения»Формировать умение сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Закреплять умение пользоваться моделями. Упражнять детей в обследовательских действиях.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»В гостях у жителей леса.Олень – сын СевераФормировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названияУточнить представление детей о внешнем виде диких животных, формировать умение выделять отличительные признаки диких животныхПознакомить детей с представителем животного мира севера – оленем, особенностями его жизни и ценностным отношением коренных жителей к этому животному.Способствовать развитию связной речиВоспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережному отношению к обитателям живой природыКонспекты занятийНаблюдение за рыбкойЗакрепить знания о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме (строение, условия жизни, уход за аквариумом). Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»НоябрьЗадачи месяцаПродолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную теплую шерсть; травоядные животные — белка, медведь — заготовили на зиму пищу; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме — одежда, пища, жилище).Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений).Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.Как поливать растениеЗакрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучить детей практическим навыкам поливки. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Что нам осень принесла. Обобщающее.Расширять знания детей об осенней поре года и подготовке к зимнему периоду.Продолжать формировать у детей обобщенное представление о живой и неживой природе в период перехода от осени к зиме.Формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение выслушивать других детей.Развивать познавательный интерес детей и логическое мышление.Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природеКонспекты занятийПодводный мир. Рыба озёрФормировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде.Продолжать формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.Дать первоначальные представления о рыбах, живущих в водоемах родного края.Активизация и обогащение словарного запаса детей.Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.Воспитывать интерес к природе.Конспекты занятийКак зимуют дикие звериФормировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»ДекабрьЗадачи месяцаФормировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.Продолжить формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности.Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.Наблюдение за воробьем и воронойРасширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Как живут растения зимойОбобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений (с использованием моделей). Развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Ёлочка, ёлочка – хвойная иголочкаЗакрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев.Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.Конспекты занятийПокормите птиц зимойЗакрепить понятие «зимующие птицы» Познакомить детей с зимним жителем нашего северного края – снегирём.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.Обогащать словарный запас путем введения слов: корм, кормушка, холодно, голодно.Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.Конспекты занятийЯнварьЗадачи месяцаПродолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «метель», «вьюга», «оттепель».Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».Прогулка в зимний лесЗакрепить представление о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Зимушка-зимаЗакреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления.Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.Формировать основы ЗОЖ.Конспекты занятийФевральЗадачи месяца1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений зами¬рает).3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя существенные признаки различных домашних животных и рас¬тений.4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.Как узнать растениеОбобщить представление о типичной морфологии растений (дерево, куст, трава). Закреплять умение различать и показывать части растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Беседа о домашних животныхФормировать понятие «домашние животные». Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Лекарь на окошке. АлоэЗакрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и о создании условий для роста.Познакомить детей с новым комнатным растением – «Алоэ». Объяснить название растения и его лечебные свойства.Продолжать формировать у детей умение описывать растения, по наиболее характерным признакам внешнего вида. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.Конспекты занятийНаши четвероногие друзья (кошка и собака)Уточнить и расширить представления о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.Конспекты занятийМартЗадачи1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).3. Закреплять знания о структуре трудового процесса с использованием моделей.4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе.Посадка гороха в уголке природыФормировать знания о процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»В хороводе деревьев. Деревья северного краяЗакрепить знания детей о единице растительного мира – дерева, его строении.Формировать представление о деревьях, растущих в родном крае.Развивать связную речь, расширить и активизировать словарь.Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.Конспекты занятийК нам весна шагаетРасширить знания детей о последовательной смене времен года, первых весенних признаках. Формировать умение устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.Конспекты занятийЖизнь диких зверей веснойПознакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни зверей.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»АпрельЗадачи1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин).2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов).3. Развивать умственную операцию «обобщение».4. Продолжать развивать связную речь детей.Составление описательных рассказов о комнатных растенияхУчить последовательному и полному рассказу об объекте.Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Первоцветы ЮгрыЗакрепить знания детей о весенних явлениях в природе.Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями, растущими в родном крае.Формировать представление об условиях, необходимых для появления первоцветов (полянка освещена ярким светом, хорошо прогреваемая солнцем, где быстро растаял снег).Воспитывать интерес к явлениям природы и бережное отношение к растениям.Конспекты занятийПтицыОбобщить у детей представление о птицах на основе выделения существенных признаков. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц скачать шрифты красивые для фотошопа русские в лесу весной.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»Береги живоеОбобщить представления детей о многообразии природного мира (ХМАО – Югра, в частности).Способствовать формированию навыков правильного поведения в природной среде.Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.Конспекты занятийМайЗадачи1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.3. Развивать связную речь.4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.Путешествие в весенний лес (обобщающая беседа о весне)Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Совершенствовать речь.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию»«Зелёная аптека»Уточнить знания детей об отличии между комнатными и луговыми цветами.Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.Конспекты занятийРегиональный компонент реализуется в темахТемаКомпонентЛесные лекари. Ягоды СевераФормировать первоначальные знания о ягодах родного края и ценностное отношение к природе Севера.В гостях у жителей леса. Олень – сын СевераПознакомить детей с представителем животного мира севера – оленем, особенностями его жизни и ценностным отношением коренных жителей к этому животному.Подводный мир. Рыба озёрДать первоначальные представления о рыбах, живущих в водоемах родного края.Ёлочка, ёлочка – хвойная иголочкаЗакрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев.Воспитывать бережное отношению к природе родного края.Покормите птиц зимойЗакрепить и обобщить представления детей о зимующих птицах ХМАО.Познакомить с зимним жителем нашего северного края – снегирём.В хороводе деревьев. Деревья северного краяФормировать представление о деревьях, растущих в родном крае.Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.Первоцветы ЮгрыПознакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями, растущими в родном крае.Береги живоеОбобщить представления детей о многообразии природного мира ХМАО – Югра.Способствовать формированию осознания экологических проблем и навыков правильного поведения в природной среде.«Зелёная аптека»Формировать представления детей о лекарственных растениях родного края, их свойствах.2. Прилагаемые средства для совместной специально организованной деятельностиМесяцСредстваСентябрь Наблюдения и опытыЕжедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б) Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний или осенний.Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух — разносчиков болезней.Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.Экологические игры«Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше — позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве», «Все по домам», «Опиши, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».Чтение художественной литературыВ. Бианки «Паучок-пилот»; Г. Глушнев Стихи о насекомых «Кузнец и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Н. Трутнева «Уле-тай, наше лето»; Э. Успенский «Как растили капусту»; Г. Циферов «Как лягушонок искал папу».ФольклорПесенки-потешки, загадки, пословицы и поговорки. Беседы«Почему осень называют золотой», «Куда